Крашеная пустота

Крашеная пустота

размещено в: Наблюдения | 0

Нечаянно расфокусировала взгляд. Знакомая реальность рассеялась в пустоте. Осталось серое ничто. Фон.

Можно бы расчертить серый лист линиями и формами, раскрасить, придать объём, поставить свет и отбросить тени. Но это фикция, обложка, декорации. Внешнее.

Из пустоты выступает силуэт, и мозг услужливо подбрасывает слово «берёза». Раскрашивает по шаблону – белым. Но ствол не белый. Он серый с черными фрагментами. В конце вчера ствол поблёскивал жёлтым. В детстве был бордовым, мутновато-красновато-коричневатым. На нём есть зелёные, серые, черные части. Это не пятна на белом фоне, а равноправные цвета.

Слова прикрывают пустоту

Слова, слова, слова. Они прикрывают пустоту ничто. Видимые человеческим глазом цвета не имеют отношения к сущности дерева, но надо же как-то его назвать. Пустота страшит.

Беловатая полоска в середине серого ничто – дорога. Лишнее понятие: я стою и не собираюсь двигаться с места. Но мозг напоминает: если что, дорога там.

В старых мониторах изображение создавал бегающий по монитору луч. Он двигался непрерывно, проходя все строчки сверху вниз, слева направо. Так и мозг непрерывно рисует на пустоте берёзы, ели, ивняк, ручей, дорогу, небо. В центре ставит меня. Детский рисунок – огромная фигура, руки-грабли, голова тонет в небе, рост выше дерева, торс шире дороги, цвет ярче ручья.

Остановись! Не сейчас. Не нужно «я», не нужна «дорога». Картинка старательно возобновляется снова и снова – белая берёза, тонкий лёд, дорога заиндевела, скользко, мокро, закрыто, холодно, знай, знай, знай, это и есть мир.

Нет. Не это. Расфокусирую взгляд.

Освобождение

Мир – ничто. Бесконечное бесцветное пустотенье, не отягощённое смыслом. Без нелепого великана в центре. Что заставляет обводить изображение снова и снова с частотой 60 герц?

Глаза физически видят крошечное пятно в центре поля зрения. Остальное – движение глаз и воображение. Иногда помогает. Но важно помнить, что это чертёж, картинка, схема. Это не правда.

Правду словами не описать, глазами не увидеть, даже расфокусированными. Остаётся только помнить, что она – не то, что видите, слышите, чувствуете, знаете. Страшно?

Страх – тоже иллюзия. Набор линий больше похож на берёзу, чем глухое покалывание в солнечном сплетении похоже на страх. Пухлое ватное не пойми что. Но мозг не умеет не знать. Услужливо подбрасывает слово «страшно». Если замешкаться, продолжит и покажет картинки и кино: ужастик с загнанным великаном в главной роли.

Остановись!

Это просто вата в животе. Оставь её в покое. Не надо её объяснять, тем более ужастиками.

Расфокусирую взгляд. Не пойми что внутри, не пойми что снаружи. Слова «внутри» и «снаружи» — тоже выдумки. Схемы. Иногда помогают, иногда мешают.

Максимум правды, на которую можно сейчас намекнуть – пустота без границ. Без берёз, без я и без страха.

Услужливость бегает по экрану и что-то рисует, строчка за строчкой, и опять, и опять. А смотреть некому.

Прогулка удалась.