Когда я спрашиваю, чаще всего вы отвечаете:
– Успокоиться. Не думать одно и то же.
«Неспособность приостановить поток мыслей – страшное несчастье, но мы об этом даже не подозреваем: этим недугом страдает почти каждый из нас».
Экхарт Толле
Вы думаете: «Надо остановить зловредный поток», – и тем самым подливаете в него воды.
Медитировать – значит не вмешиваться в то, что происходит внутри вас. Всё ощущать и ничего с этим не делать.
Медитация начинается с внимания. Вы проверяете: «Я дышу? Я чувствую, что дышу?». Не запрещаете себе думать, просто не обращаете внимания на мысли, не думаете и не прогоняете их. Вы наблюдаете, как внутри вас движется воздух. Мысли успокаиваются сами. Если задумаетесь об этом, начнёте оценивать и подсчитывать, подольёте воды в неугомонный поток ума. А если вернётесь в дыхание и побудете в нём, поток притихнет.
Чем больше медитирую, тем больше мыслей
Вы успокоитесь, как и хотели. Но ненадолго. В тишине вы снова услышите ехидное журчание. Помните, как приезжали в лес из города? Сначала тишина и воздух переполняют вас, вы ничего другого не замечаете. Но через несколько минут видите резные листья, капли росы, пятна света на тропинке; слышите, как поскрипывает дерево на ветру; чувствуете запах хвои или снега. Отдохнув в дыхании, вы заметите более тонкие ощущения, эмоции и мысли.
Каждый год участники «Ключей к Присутствию» пишут: «Чем больше медитирую, тем больше мыслей! Нелепые, вредные – никогда столько не было!». Поэтому многие считают, что медитация им не подходит. Хотели не думать, а ум как с цепи сорвался. Не сорвался. Мыслей всегда столько и было, но вы их не замечали. Медитация – это внимание внутри. А внутри — мысли. Если вы уже забыли, что хотели от них избавиться, сможете продолжать. Рано или поздно ум успокоится. Без подкормки, без вашего «дурацкие мысли, уходите» и «прекрасные мысли, останьтесь» ручей пересохнет.
Научившись успокаиваться, вы захотите окончательно пробудиться, навсегда удержать состояние покоя. Сбросить оковы иллюзии, познать истину раз и навсегда, никогда себя не забывать.
Так захотите, что будете стараться, оценивать и разочаровываться – активно вмешиваться. Но постойте! Медитировать – значит не вмешиваться в то, что происходит. Всё ощущать и ничего не делать.
Провал
До меня начало доходить, только когда я поняла, что не умею медитировать. После 13 лет практики поехала на ретрит к большому мастеру и засыпала на каждой медитации. Внутри меня был не поток, а целый сель из глупостей. Пришлось признать, что не умею медитировать. Тут меня и накрыло.
Адьяшанти пишет:
«Четыре года лихорадочной медитации ничего не дали. Я был раздавлен. «Конец! Мне никогда не прорваться! Я не познаю пробуждения!» Я был изнурён и разбит. Поражение было таким полным, что я даже не жалел себя. И в этот момент моё сердце расцвело».
Зачем же медитировать, если это ни к чему не приводит? Вопрос «зачем» предполагает, что «медитация не нормальна» — ведь мало кто медитирует. Но разве нормально никогда не ощущать тишину внутри? Жевать прошлогодние мысли? Беспокоиться?
Экхарт Толле:
«Просветление — ваше естественное состояние, в котором вы чувствуете единство с бытием, связь с чем-то неизмеримым и нерушимым».
Если не использовать медитацию, чтобы купить себе спокойствие, она становится естественной. Вы дышите, и всё чаще это замечаете. Вы ходите, опираясь на землю. Вам хочется начинать утро с тишины, и вы садитесь, и ощущаете, и ничего не делаете. Тишина прорастает в самый суматошный день. Иногда вы спешите, беспокоитесь, много думаете, и улыбаетесь: покой здесь, он никуда не уходил.
Зачем медитировать? Зачем улыбаться? Зачем обнимать любимых? Зачем возвращаться домой?
Зачем любить? Нет никакого «зачем».